Автор: Alario
Бета: нет
Фандом: Dirk Gently's Holistic Detective Agency
Герои/Пейринг: Свлад Чьелли (Дирк Джентли), полковник Скотт Риггинс
Категория: Джен
Рейтинг: G
Жанр: в некотором роде - кид-фик. Зарисовка.
Размер: мини (1484 слов)
Описание: 1988 год. Первые месяцы Свлада в ЦРУ, и тесты, которые не всегда идут, как задумано.
Предупреждения: Хэдканоны во все поля.
Комментарии автора: 1.
2. В моём хэдканоне Дирк был одним из первых проектов Чёрного крыла. Точнее, четвертым. На момент событий в тексте, проектов - пять.
3. Тест “пиктограмма” - тест для исследования мышления больных в патопсихологии. Разработан в СССР в 1930-х годах для изучения опосредованного запоминания. В 1960-1970-х его начали использовать для анализа мышления больных. Для описания проведения теста я использовал статью Тест "Пиктограмма" А.Р.Лурия (исследование памяти). Слова и выражения, использованные в тексте - из реального теста.
4. Картинка с пиктограммами Дирка - в конце текста :3
- Мы проведём стандартный тест, чтобы проверить твою зрительную память, - говорит полковник Риггинс и делает приглашающий жест к столу. Свлад смотрит на стол с опаской, но послушно подходит, залезает на слишком высокий стул, обхватывает себя руками и ждёт.
Полковник делает пометку в протоколе исследования в разделе “добровольное участие”.
читать дальше- Ты замечал, как тебе проще запоминать, на слух или с помощью зрения? - говорит он ласково.
Свлад честно думает над этим вопросом и потом качает головой. Полковник ожидал такого ответа. В свои шесть лет он тоже не смог бы ответить. Скотт всё ещё думает, что давать мальчику этот тест сейчас - не лучшая идея, стандартно у испытуемого должно быть несколько лет обучения в школе, но полковник согласен с аргументами ученых - ситуация нестандартная, и подходы должны быть нестандартными.
- Ничего страшного, Свлад, для этого мы и проводим тест, - ободряет полковник, кладет перед мальчиком бумагу и карандаш. - На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, а тебе будет нужно их запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, ты должен к каждому слову нарисовать что-то такое, что бы могло помочь тебе потом вспомнить это слово. Не важно, хорошо ли ты рисуешь, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы тебе это потом смогло напомнить заданное слово - это как завязать узелок на память. Вот, например, я называю первое слово - дружба. Что можно нарисовать, чтобы потом вспомнить слово "Дружба"?
Свлад берёт карандаш, медлит, потом склоняется над бумагой, неуверенно чертит символ, похожий на снежинку.
- Как тебе это поможет вспомнить заданное слово? - спрашивает полковник. Свлад смотрит на него озадаченно, потом смотрит на символ.
- Вы же хотели, чтобы я нарисовал дружбу, - говорит он.
- Но что значит этот символ? Как он тебе поможет вспомнить?
- Это - дружба, - с лёгким беспокойством говорит мальчик.
- Не давите на него, это может исказить результаты, - произносит голос в наушнике, и полковник улыбается мальчику, ставя восклицательный знак в графе “объяснения испытуемого”.
- Хорошо, Свлад. Тогда давай продолжим. Следующее слово - справедливость.
Свлад почти, не раздумывая, рисует нечто, напоминающее человечка с неестественно длинной левой рукой.
- Как тебе это поможет вспомнить заданное слово? - предпринимает полковник еще одну попытку.
Свлад жалобно поднимает брови.
- Игнорируйте алгоритм прояснения, - раздается из наушника. - Испытуемый не может истолковать свои символы.
- Следующее понятие - счастье.
На бумаге появляются кружок и две линии под ним. Полковник смотрит на рисунок. Пауза явно затягивается. Риггинс хочет уточнить, понял ли Свлад задание, но по протоколу повторять инструкции нельзя без прямого запроса испытуемого.
- Смелый поступок, - наконец, говорит полковник. Свлад смотрит на него вопросительно и приходится пояснить. - Следующее выражение - “смелый поступок”.
Мальчик быстро рисует ромб с кружком в середине, а потом решительно перечеркивает их. Полковник чувствует, как у него на лбу выступает пот.
Впереди - еще тридцать шесть понятий.
Это много, в два раза больше, чем в стандартном тесте. Но проекты “Чёрного крыла” - не обычные люди, и полковник собирается использовать все способы, чтобы доказать, что возможности этих людей намного превышают возможности обычного человека.
Он позволяет Свладу нарисовать остальные пиктограммы, не задавая больше вопросов и никак не демонстрируя удивления. Полковник уже догадывается, что ему не понравится то, что он услышит от доктора Броуни.
- Очень хорошо, Свлад, - говорит он, когда мальчик заканчивает. - Теперь мы прервёмся ненадолго, так что ты сможешь пойти пообедать. Сержант проводит тебя в столовую.
Свлад послушно уходит следом за оперативником, а полковник заглядывает в комнату наблюдений. Доктор Броуни выглядит воодушевленной.
- Это всё - не очень хорошо, да? - уточняет полковник.
- Это потрясающе, - заверяет его психиатр.
- Не люблю, когда вы так говорите, Энн.
- Смотрите, Скотт, здоровые испытуемые обычно устанавливают разнообразные, содержательные связи. Они могут нарисовать символы, которые действительно могут служить средством запоминания заданного слова, опосредуют его. Например, для обозначения “развития” - диаграмму роста, яйцо, младенца. Для выражения “веселый праздник” - подарок, цветы, шампанское. У людей истерического склада, эпилептиков и некоторых психопатов каждое слово воспринимается сквозь призму своих личных вкусов и эмоций - отказываются рисовать “справедливость”, потому что с ними обращались несправедливо, например. Отдельный интересный факт - если больные к эмоционально значимым словам, например - “счастье”, “печаль” - подбирают совершенно нейтральные образы. Это можно оценить как проявление некоторой эмоциональной отгороженности, интравертированности или даже холодности. Больные шизофренией могут на слово “тёплый ветер” нарисовать губы и объяснить, что это - поцелуй матери. Их ассоциации - громоздкие, заумные. В отдельных случаях у шизофреников ассоциации будут выхолощенными и бессодержательными - они будут рисовать сплошные чёрточки, галочки, крестики...
- Вы хотите сказать, что он - шизофреник? - перебивает полковник.
- Нет, конечно, я не могу диагностировать шизофрению на основании одного теста на анализ мышления - хотя метод пиктограмм и показывает высокую валидность в диагностике шизофрении, но только его будет недостаточно. Абстрактные знаки и символы встречаются в пиктограммах совершенно здоровых людей. Но обычно абстрактные символы всё же чередуются с эмоционально-насыщенными и живыми. Некоторые больные шизофренией, а также люди, перенесшие энцефалит и страдающие эпилептическими припадками пытаются ассоциировать понятия с очертаниями линии. Больной, например, может ассоциировать "веселый праздник" с округлыми очертаниями извилистой линии, а разлуку - с угловатой зигзагообразной линией. Он не сможет объяснить, почему обозначает "счастье" линией, упирающейся в бесформенный комок над "разлукой", а "сомнение" - линией, упирающейся в зигзаг. Геометрическая символизация понятий действительно часто встречается в пиктограммах больных шизофренией. Бывает, что они составляют пиктограммы из одних геометрических форм. Был случай, когда больной символизировал "сомнение" как круг, а затем начал сомневаться, правильно ли он избрал диаметр круга. Он совершенно серьезно спрашивал экспериментатора: "как по-вашему, будет ли "неуверенность" уже или шире "сомнения" по площади?"
Полковник молча переваривает услышанное.
- В целом, мы еще не дошли до критерия запоминания, а результаты уже сейчас крайне необычны. И не похоже, чтобы испытуемый саботировал процесс осознанно...
- Нет, конечно. Свлад - хороший мальчик.
- Свлад Чьелли - в данный момент наш испытуемый и объект изучения, - говорит доктор Броуни мягко.
- Я помню об этом, Энн. Но ему шесть. И он тут один, в чужой стране, ходит под эскортом парня с автоматом, честно выполняет наши задания и старается не создавать проблем, потому что мы пообещали ему, что сможем помочь. Я чувствую, что у нас есть обязательства перед ним.
Судя по виду доктора Броуни, ей хочется возразить, но она ничего не говорит и возвращается к просмотру видеозаписи теста, делая какие-то быстрые пометки в блокноте.
Свлада приводят в комнату через положенный час. Он снова забирается на стул и складывает руки на коленях.
- Теперь тебе будет нужно вспомнить загаданные слова, используя для этого свои рисунки, - говорит полковник, кладя перед ним изрисованный лист. - Нужно вспоминать не по порядку, бери одно выражение с начала, а другое - с конца. Записывай под каждым рисунком то слово или выражение, которое было задано.
Свлад кивает и склоняется над листом. Он смотрит на рисунки пару секунд отсутствующим взглядом, потом быстро начинает подписывать слова.
Полковнику кажется, что слова слишком короткие, но Свлад явно не испытывает проблем с выполнением задания - он не сомневается и не сидит в раздумьях, быстро подписывает каждый символ, придерживаясь указанной последовательности, так что полковник позволяет ему продолжать.
Через пару минут мальчик заканчивает и выпрямляется, смотрит на полковника вопросительно.
- Очень хорошо, Свлад, - говорит Скотт и протягивает руку. Мальчик передает ему лист и полковник ещё раз улыбается ему одобрительно, а потом его взгляд падает на подписанные символы.
- Что это, - вырывается у него.
- Полковник, - просыпается наушник. - Вы не должны демонстрировать неодобрение.
- Что это такое, Свлад? - спрашивает полковник, не обращая внимания на замечание.
- Вы просили подписать рисунки.
- Но... ты помнишь, какие слова мы загадывали, Свлад?
- Полковник! Это нарушение протокола!
Свлад кивает.
- Разве мы загадывали _эти_ слова?
Мальчик поднимает глаза к потолку, словно оценивая вопрос.
- Не совсем, - признаёт он с очаровательной серьёзностью, и полковнику его интонация показалась бы забавной, если бы земля сейчас не уходила у него из-под ног.
- Но почему тогда ты написал эти слова? И изначально слов ведь было меньше, верно?
- Полковник! Вам нужно прекратить допрос испытуемого! Это исказит дальнейшие тесты, которые...
- Бога ради, Энн, помолчите, - рявкает полковник, и Свлад вздрагивает. Наушник потрясённо замолкает.
- Что это такое, Свлад, - говорит Риггинс тихо, подходя к мальчику и кладя лист перед ним. - Почему ты написал эти слова?
- Я не знаю, сэр, - испуганно говорит Свлад.
- И ты добавил пару рисунков? Когда ты успел?..
- Ещё до обеда, сэр.
- Но зачем?
- Просто... так казалось правильным.
- Правильным?
- Да, сэр.
Полковник наклоняется и заглядывает в невинные голубые глаза.
- Свлад, - говорит он тихо. - Ты знаешь, зачем этот тест? Ты знаешь, что за слова мы тебе давали?
- Да, сэр, - с облегчением отвечает мальчик. - Это же очевидно.
- И что же это?
- Список проектов, - беззаботно говорит Свлад. - Вы продиктовали мне список проектов.
В тишине полковнику слышно через наушник затруднённое дыхание доктора Броуни.
- Можно мне идти, сэр? - спрашивает Свлад осторожно.
- Да, конечно, - механически говорит полковник. - Мы закончили на сегодня. Сержант проводит тебя.
Иллюстрация
Список проектов Чёрного Крыла
Project Blackwing